Протагор

Протагор
\
Протагор и метод противоречий
\
    Наиболее известным среди софистов был Протагор, родившийся в Абдерах между 491-481 гг. и умерший в конце V в. до н.э. Путешествуя по всей Греции, он несколько раз останавливался в Афинах, где имел огромный успех. Его высоко ценили политики (Перикл даже поручил ему подготовку законопроектов для новой колонии в Фуриях в 444 г. до н.э.). "Антилогии" - его основное сочинение, о котором известно лишь в преданиях.
    Базовое положение Протагора аксиоматично: "человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют" (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую "норму суждения", в то время как под вещами - факты и опыт в целом. Эта знаменитая аксиома стала со временем чем-то вроде "magna charta", великой хартии западного релятивизма. В самом деле, этим принципом Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину от лжи. Критерий - это только человек, индивидуум: "каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя". Ветер, что дует, к примеру, теплый или холодный? Ответ в духе Протагора должен быть таким: "Кому холодно, он холодный, кому нет, теплый". А если так, то ни одно, ни другое не ложно, все истинно (по-своему верно).
    Этот принцип человека-меры углубляется в сочинении "Антилогии", где показано, что "вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих один другому", что возможно приводить доказательства и последовательно их аннулировать, значит, "речь идет о том, чтобы научить критике и умению обсуждать, вести спор, организовать турнир доводов против доводов".
    Ссылаются часто на то, что Протагор учил, как можно "аргументом более слабым побить более сильный". Но это не означает, что цель состояла в том, чтобы подмять справедливость и правоту беззаконием и неправотой. Он демонстрировал, как технически и методологически можно усилить позиции и придти к победе, пользуясь изначально слабым аргументом.
    Мастерство, которое преподавал Протагор, заключалось именно в этом умении придать вес и значение любой точке зрения, как и ей противостоящей. А успех его объясняется тем фактом, что его ученики, натренированные в этой способности, осваивали все новые возможности в общественных трибуналах, ассамблеях и политической жизни вообще.
    Итак, по Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец - это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.
    Однако, даже если все это так, протагоровский релятивизм имеет одно серьезное ограничение. Казалось бы, если человек есть мера полезности относительно истины и лжи, то стало быть, в каком-то смысле, полезность выступает как объективность. Добро и зло должно бы, по Протагору, соотноситься с пользой и вредоносностью: лучше или хуже - это полезнее или вреднее.
    Но Протагор не видит никакой разницы между релятивизмом и прагматизмом по той причине, что польза на уровне эмпирическом выступает всегда только в контексте корреляций, что делает невозможным определить полезность иначе как через субъект, на который указывают как на полезный, через цель, для которой это полезно, обстоятельства, в коих это полезно, и т.п. Полезность, стало быть, по Протагору, понятие релятивное; впрочем, философ не чувствовал ограниченности своего понимания вреда или пользы того или иного феномена этико-политической реальности и умения убедить в том других. Как на основании всего этого софист признает полезным нечто, - об этом мы ничего не находим у Протагора. Для ответа на этот вопрос необходимо было углубиться в сущность человека через определение его природы. Но это уже стало исторической задачей Сократа.
    Известно, что Протагор говорил: "О Богах я не имею возможности утверждать ни того, что они есть, ни того, что их нет". В основе его метода лежала возможность демонстрировать как аргументы в пользу существования Богов, так и против него. Это еще не значит, что он атеист, как заключали о нем уже в древности, а значит лишь то, что он был агностиком в рациональном смысле (а также в практическом, ибо по отношению к богам он занимал позитивистскую позицию).

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Протагор" в других словарях:

  • ПРОТАГОР — (Protagoras) из Абдеры (ок. 490 ок. 420 до н.э.) др. греч. философ, виднейший софист старшего поколения. Неоднократно посещал Афины, был другом Периоа и написал по его поручению проект государственного устройства общеэллинской колонии Фурии.… …   Философская энциклопедия

  • ПРОТАГОР —     «ПРОТАГОР» (Πρωταγόρας ἢ Σοφισταί, подзаголовок «Софисты»), диалог Платона, относящийся к ранней группе. Назван по имени софиста Протагора из Абдер. В беседе с Сократом участвуют также софисты Гиппий из Элиды и Продик Кеосский. Диалог… …   Античная философия

  • Протагор —     Протагор, сын Артемона (или Меандрия, как говорят Динон в V книге Персидской истории и Аполлодор), из Абдеры (так говорит Гераклид Понтийский в книгах О законах , сообщая, будто он написал законы фу рийцам) или из Теоса (так говорит Евполид в …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • ПРОТАГОР —     ПРОТАГОР (Προταγόρας) из Абдер (ок. 485 415 до н. э.), основоположник движения софистов, ритор, философ, политический деятель.     Жизнь. Род. в г. Абдеры во Фракии. Известный в изложении Диогена Лаэртия рассказ о том, что П. в молодости был… …   Античная философия

  • Протагор — (480 410 гг. до н.э.) философ, основатель научной грамматики, один из первых софистов, из Абдер (Фракия) Человек есть мера всем вещам существованию существующих и несуществованию несуществующих. О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Протагор — Протагор, Protagoras, из Абдеры, ок. 490 ок. 420 гг. до н. э., греческий писатель. Один из первых и наиболее выдающихся софистов. Основоположник софистического образа жизни (путешествия с лекциями, преподавание за высокие гонорары, пребывание в… …   Античные писатели

  • ПРОТАГОР — из Абдер (около 480 410 до нашей эры), древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания, выдвинул тезис: Человек есть мера всех вещей . В Афинах обвинялся в безбожии …   Современная энциклопедия

  • ПРОТАГОР — (480 410 до н.э.) древнегреческий философ. П. известнейший из софистов (называл себя ‘софистом и учителем людей’), один из основателей этой школы. Был близок к окружению Перикла. Сочинения П.: ‘Наука спора’, ‘О первоначальном порядке вещей’, ‘О… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПРОТАГОР — (480 410 до н.э.) древнегреческий философ. П. известнейший из софистов (называл себя «софистом и учителем людей»), один из основателей этой школы. Был близок к окружению Перикла. Сочинения П.: «Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О… …   Новейший философский словарь

  • Протагор — (Protagoras, Πρωταγόρας). Греческий софист из г. Абдеры, род. около 480 г. до Р. X., умер около 411 г. Платон говорит, что преподаванием он нажил больше денег, чем Фидий вместе с десятью другими скульпторами. (Источник: «Краткий словарь мифологии …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»